Катана (утигатана) представляет собой холодное оружие Японии, длинный меч.
Полная длина катаны равняется 90-120 см, общая длина рукоятки примерно 30см, масса равна около 3кг, толщина равняется от 5см у обуха до толщины волоса у лезвия. Рукоятка меча, как правило, деревянная, обтягиваемая кожей акулы, ската или шелковой тканью.
Ко-катана (кокатана) — это короткая катана, входящая вместе с обычной катаной в комплект самурая. Рукоять кокатаны прямая, клинок мало изогнутый. Экземпляр крепился на поясе или за спиной.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трёх см, толщина спинки — 5 мм, само лезвие затачивалось до остроты бритвы. Рукоять обтягивают кожей ската или другим материалом, с тем чтобы она не скользила в руках. Вес катаны 1—1,5 кг.
Хамон — линия закалки лезвия у катаны, различается несколько десятков типов хамонов, обычно выглядит как волны на режущей кромке.
Самые древние катаны, сделанные мастером, также, как и ножны для катаны, украшались орнаментом и передавались из поколения в поколения как семейная реликвия. Особенно ценятся катаны, на которых есть Мэи — клеймо с именем известного мастера и годом изготовления.
Катана являлась ритуальным оружием. Толчок катаной катаны другого самурая считался смертельным оскорблением, за этим оскорлением следовала схватка или харакири оскорбленного, а чтобы оскорбить всех присутствующих, надо было чуть вытащить катану из ножен. Катана была дорогой, изготовлялось довольно долго и требовала много внимания.
Дайсё на подставке, период Эдо
Дайсё ( — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — запасным и дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири. Обычай ношения двух мечей окончательно сложился в XVI веке.
Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали подле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать сёто или дайто по отдельности. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.
Дайто и сёто. Историческая справка
До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. В это время катана выполняла роль сёто. В качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. в Японии закрепился метод ношения мечей за спиной лезвием вверх. Оружие вынималось из ножен сверху вниз как левой, так и правой рукой. В этот период катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто стал использоваться короткий меч вакидзаси.
Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).
Вакидзаси — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 61 см. Общая длина 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.
Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия (нику) вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).
Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ — двухъярусной деревянной подставке. Вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие — для нанесения неожиданного удара. Катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.
Также вакидзаси использовался для совершения ритуального самоубийства (сэппуку) — если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу — и для мелких повседневных дел.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.
Айкути, айкучи — короткий кинжал или нож, использовавшийся самураями более всего в XV веке. Во время ближнего боя айкути применялся, чтобы нанести противнику последний удар, после того, как тот повергнут на землю.
Заточенный с одной стороны клинок имеет слегка изогнутую форму. Для айкути характерна длина лезвия до 1 сяку (= 30 см), а также отсутствие цубы (гарда). Фактически айкути это танто без цубы.
Танто-Дзюцу — японский термин, обозначающий различные системы ножевого боя.
Изучение Танто-Дзюцу начинается с Танто-но-ката, в котором собраны основные удары, наносимые прямым и обратным хватом.
Хват танто осуществляется всеми пальцами (не оттопыривая большой или указательный палец). Вес тела в стойке распределяется равномерно, при нанесении удара корпус не должен проваливаться вперед.
Развитием и продвижением Танто-Дзюцу в России занимается Международный союз Боевого Каратэ Кои но Такинобори Рю (IUKKK). В группах КОИ подготовка Танто-Дзюцу осуществляется неразрывно от подготовки по Боевому Каратэ КОИ, так как рукопашный бой неотделим от ножевого боя в реальном поединке. В Санкт-Петербурге также создана отдельная группа по Танто-Дзюцу. IUKKK разработал правила поединков , провел два открытых Первенства России по спортивным боям с ножом Танто-Дзюцу (3 марта 2006 года, Псков), выступил соорганизатором Всероссийских соревнований по ножевому бою памяти Дениса Мыларщикова (7 октября 2006 года, Москва), готовит третье Первенство России по Танто-Дзюцу.
Кэндзюцу — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.
Кэндзюцу представляет собой уникальное явление - дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной.
Как правило тренировки в кендзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккенов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путем многих тысяч повторений ката владение мечом усваивается на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь.
В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кендзюцу - одати (большой меч). При достижении определенного уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом - кодати, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким. Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных рю, развивающая кэндзюцу - это Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.
Танто — традиционный японский нож или кинжал, с односторонним, иногда обоюдоострым клинком и длиной от 15 до 30 см (менее одного сяку). Иногда считается, что танто, вакидзаси и катана это фактически «один и тот же меч разного размера». Танто отличается от двух других тем, что является в основном колющим оружием, хотя может быть использован также и как режущее. Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей») и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.
Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою.
Танто использовались по большей части самураями. Женщины также носили порой маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё. До XVI столетия среди самураев было обычным носить тати и танто, а не катану и вакидзаси.
Данный вид оружия был любим ниндзя, из-за его лёгкости, и по сей день весьма популярен среди якудза.
Танто с деревянным, пластиковым, а иногда с тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах:
Айкидо
Дзюдо
Каратэ
«Танто» как тип ножевого клинка
Современный боевой нож с клинком типа «танто»
Основываясь на формах исторических японских танто, современные конструкторы ножей предлагают целый ряд моделей с формой клинка с резким изломом линии режущей кромки к острию. Считается, что такая форма острия обеспечивает ножу повышенную прочность при пробивании твердых предметов.
Рю — японская (или окинавская) школа боевых искусств, в рамках одной школы до эпохи Эдо, обычно изучалось несколько боевых искусств.Содержание:
1 Разделы
2 Самурайские Школы
2.1 новые школы производные от самурайских
3 Школы Ниндзюцу
4 Школы Каратэ
Разделы
Обязательные разделы (имелись во всех школах):
тай-дзюцу — искусство владения телом (в некоторых школах это означало просто фехтовальные передвижения, в других тоже самое что и дзю-дзюцу)
кен-дзюцу — фехтование на мечах
Престижные разделы (имелись не во всех Школах, но иметь их считалось престижным):
кю-дзюцу — стрельба из лука
ба-дзюцу — езда на коне
Важные разделы (имелись не во всех школах, но иметь их считалось полезным):
иай-дзюцу — выхватывание оружия первым
дзю-дзюцу — борьба без оружия
Разделы связанные с фехтованием:
яри-дзюцу — фехтование на копьях
нагината-дзюцу — фехтование на глефах (иногда нагината переводят как «алебарда»)
танто-дзюцу — фехтование на тесаках (иногда танто переводят как «нож»)
бо-дзюцу — фехтование на шестах
дзё-дзюцу — фехтование на дубинках
тэцубо-дзюцу — фехтование на дубинках окованных железом
кусари-дзюцу — фехтование на цепях
сасумата-дзюцу — фехтование на рогатинах
содэгарами-дзюцу — фехтование на баграх
Экзотические разделы:
суйэй-дзюцу — плавание
ходзё-дзюцу — связывание
ядомэ-дзюцу — отбивание и перехватывание стрел
батто-дзюцу — альтернативное выхватывание оружия первым (создано в эпоху эдо)
хо-дюзцу — стрельба из огнестрельного оружия (этот раздел практически исчез в эпоху эдо в связи с запретом на ношение и хранение огнестрельного оружия)
сюрикен-дзюцу — метание сюрикенов
Разделы имевшиеся только в школах ниндзюцу:
синоби-дзюцу — шпинонаж
саймин-дзюцу — гипноз
хэнсо-дзюцу — переодевание
онсин-дзюцу — маскировка
интон-дзюцу — уход от погони
В эпоху эдо и мэйдзи многие из «дзюцу» (искусств) выделились как рю посвящённые только одному «дзюцу» (а не нескольким сразу как было до этого), превратились в «до» (пути). Так например кендзюцу выделившись отдельно превратилось в кендо.